"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться." ©
9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Сегодня исполняется 196 лет со Дня рождения писателя.
Совершенно выдающийся автор, новатор и философ. Он много путешествовал, принимал участие в обороне Севастополя, был 16 раз выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, стал наставником индийского философа и политического деятеля Махатмы Ганди.
Новаторство Льва Николаевича заключается в его литературных приемах:
Чтобы отразить полноту чувств и переживаний своих героев, он первым стал транслировать читателю их душевные метания, внутренние монологи и споры, применяя так называемый "поток сознания". До Льва Николаевича никто из писателей не решался так откровенно говорить о чувствах героев, "оголять" их.
Известно, что Эрнест Хемингуэй восхитился "потоком сознания" и перенял прием – новаторский опыт русского классика отразился на повести Хемингуэя "Старик и море".
Еще одним приемом стала "диалектика души" героев. "Люди как реки", — писал Лев Толстой, подчёркивая этим сравнением сложность и многогранность человеческой натуры. Он подмечал развитие личности героя, динамику характера, поведение в кризисных, переломных ситуациях, влияние внешнего мира на душевное состояние героя. Персонажи Толстого радуются, любят, ищут, ошибаются, страдают и верят. Эти художественные особенности нашли отражение в творчестве Бернарда Шоу. Творческая связь между Шоу и Толстым прослеживается в пьесе ирландца "Разоблачение Бланко Лоснета".
У Льва Николаевича нет от начала до конца прописанных портретов персонажей. Писатель подчеркивал одну особенность внешности и добавлял запоминающуюся черту, настойчиво ее повторяя, благодаря чему у читателя врезался в память тот или иной герой и уже не забывался. Например, "лучистые глаза и тяжелая поступь" Марьи Болконской. Вслед за Толстым отказался от традиционной портретной характеристики и Чехов. Драматург и прозаик перенял уникальный способ старшего коллеги прочувствовать героя, а не представить его.
Классик использовал в своих произведениях всевозможные языковые средства. В одном только романе "Анна Каренина" автор применил: 574 эпитета, 464 фразеологизма, 342 сравнения, 161 лексический повтор, 52 риторических вопроса. Толстой стремился изобразить во всей полноте душевное состояние персонажа, а не рассказать о нем. Иногда такой замысел приводил к длинным и тяжеловесным конструкциям. Художественный стиль Толстого отразился на творчестве Александра Куприна. Как и Толстой, Куприн отбирал емкие и точные сравнения: "существование офицеров однообразно, как забор, и серо, как солдатское сукно".
Интересные факты о Льве Николаевиче Толстом:
Книжные рекомендации:
Короткая проза:
Для размышления:
Для понимания сущности самого Толстого:
Роман на все времена — "Анна Каренина"
9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Сегодня исполняется 196 лет со Дня рождения писателя.
Совершенно выдающийся автор, новатор и философ. Он много путешествовал, принимал участие в обороне Севастополя, был 16 раз выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, стал наставником индийского философа и политического деятеля Махатмы Ганди.
Новаторство Льва Николаевича заключается в его литературных приемах:
Чтобы отразить полноту чувств и переживаний своих героев, он первым стал транслировать читателю их душевные метания, внутренние монологи и споры, применяя так называемый "поток сознания". До Льва Николаевича никто из писателей не решался так откровенно говорить о чувствах героев, "оголять" их.
Известно, что Эрнест Хемингуэй восхитился "потоком сознания" и перенял прием – новаторский опыт русского классика отразился на повести Хемингуэя "Старик и море".
Еще одним приемом стала "диалектика души" героев. "Люди как реки", — писал Лев Толстой, подчёркивая этим сравнением сложность и многогранность человеческой натуры. Он подмечал развитие личности героя, динамику характера, поведение в кризисных, переломных ситуациях, влияние внешнего мира на душевное состояние героя. Персонажи Толстого радуются, любят, ищут, ошибаются, страдают и верят. Эти художественные особенности нашли отражение в творчестве Бернарда Шоу. Творческая связь между Шоу и Толстым прослеживается в пьесе ирландца "Разоблачение Бланко Лоснета".
У Льва Николаевича нет от начала до конца прописанных портретов персонажей. Писатель подчеркивал одну особенность внешности и добавлял запоминающуюся черту, настойчиво ее повторяя, благодаря чему у читателя врезался в память тот или иной герой и уже не забывался. Например, "лучистые глаза и тяжелая поступь" Марьи Болконской. Вслед за Толстым отказался от традиционной портретной характеристики и Чехов. Драматург и прозаик перенял уникальный способ старшего коллеги прочувствовать героя, а не представить его.
Классик использовал в своих произведениях всевозможные языковые средства. В одном только романе "Анна Каренина" автор применил: 574 эпитета, 464 фразеологизма, 342 сравнения, 161 лексический повтор, 52 риторических вопроса. Толстой стремился изобразить во всей полноте душевное состояние персонажа, а не рассказать о нем. Иногда такой замысел приводил к длинным и тяжеловесным конструкциям. Художественный стиль Толстого отразился на творчестве Александра Куприна. Как и Толстой, Куприн отбирал емкие и точные сравнения: "существование офицеров однообразно, как забор, и серо, как солдатское сукно".
Интересные факты о Льве Николаевиче Толстом:
- Рано потерял родителей, но воскресил их в "Войне и мире" и считал свое детство счастливым.
- Отрицал чудеса, но верил в свое счастливое число.
- Поднимал одной рукой пять пудов (примерно 82 кг).
- Стал убежденным пацифистом, но сдача Порт-Артура огорчила его до слез.
- Помогал спасти тысячи крестьян от голодной смерти.
- Качался на качелях с Тургеневым.
Книжные рекомендации:
Короткая проза:
- "Филиппок"
- "Хаджи-Мурат"
- "Булька"
- "Кавказский пленник"
- "Холстомер"
- "Поликушка"
- "Севастопольские рассказы"
- "Три смерти"
- "После бала"
- "Волк"
Для размышления:
- "Отец Сергий"
- "Крейцерова соната"
- "Смерть Ивана Ильича"
- "Много ли человеку земли нужно"
- "Воскресение"
Для понимания сущности самого Толстого:
- "Записки сумасшедшего"
- "Что такое искусство?"
- "Дневник для самого себя"
Роман на все времена — "Анна Каренина"